Через пять лет по морям Российской Арктики будет перевозиться до 109 млн тонн грузов благодаря Трансарктическому транспортному коридору (ТТК), который пройдет от Санкт-Петербурга до Владивостока, с ключевым участком – Северным морским путем. ТТК станет основой экономического роста и национальной безопасности в Арктике, сообщает «Российская газета».
Советник президента РФ Игорь Левитин отметил, что в новой реальности важна не только скорость и дешевизна перевозок, но и безопасность маршрутов. В прошлом году по Северному морскому пути прошло 14 контейнерных рейсов, лидируют китайские компании. В июле 2024 года запущен мультимодальный маршрут «Экспресс СМП № 1», соединяющий Шанхай и Нинбо с Архангельском. Контейнеровоз китайской компании SafeTrans прошел от Санкт-Петербурга до Шанхая за 23 дня, планируется сократить срок до 18-19 дней.
Начальник управления президента по морской политике Сергей Вахруков подчеркнул необходимость комплексного подхода к развитию ТТК, включая развитие портов, внутренних водных путей, железнодорожного и автомобильного транспорта. Проект должен учитывать создание комфортных условий для жизни в Арктической зоне и экологическую составляющую.
Министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков отметил, что для массового использования ТТК необходима специализированная инфраструктура, включая ледокольный флот и аварийно-спасательные службы. Для ускорения работ нужно сократить количество бумажных документов и перевести их в электронный вид.
Проект ТТК включает создание транспортной инфраструктуры, учет преференций, развитие судостроения и дноуглубительных работ. Экономический стимул для развития коридора огромен: 100 млрд долларов в год дохода для России от перевозки грузов.